Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка - личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие, - то в дошкольном стандарте оставили только одно - личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. В детском саду ребенок впервые сталкивается с так называемым "общественным" взрослым (воспитателем), с которым ему нужно выстраивать отношения.
Главным критерием нового стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка, а не подготовка к школе. В зависимости от возраста нужно обеспечить виды деятельности, освоив которые ребенок сможет подготовиться к учебной деятельности. Главное, что он пойдет с мотивацией - "хочу учиться". а не бессмысленно будет отлить букву "а" от буквы "б", поскольку это совершенно вне логики детского дошкольного развития. Знаковое опосредование, принятие ролевых позиций, развитие воображения, любопытство и любознательность - это ключевые моменты готовности детей к школе. Разработчики делают акцент на развитие способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту, - к играм, рисованию, конструированию. Большое внимание уделяется развитию у ребенка инициативности, его взаимодействию со взрослыми и сверстниками. социализация ребенка - как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью - в новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного критерия развития ребенка наравне с индивидуализацией.
Ребенок, по новому стандарту, должен развиваться в пяти образовательных областях:
- коммуникативно-личностной;
- познавательной;
- речевой;
- художественно-эстетической;
- физического развития.
Дети будут заниматься ходьбой, бегом, прыжками, лазанием, катанием на самокате, санках, велосипеде, ходьбой на лыжах. Они будут играть, общаться со взрослыми и сверстниками, исследовать окружающий мир и экспериментировать с ним, слушать произведения фольклора и литературы, учиться конструировать, рисовать, лепить, петь, танцевать, а также учиться элементарной трудовой деятельности.
В соотвествии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования. Впервые они будут определяться как программы психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не как программы обучения детей.
|